Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками

21 июня 2021 г. накануне Дня памяти и скорби член землячества, московский журналист, историк и писатель Алексей Тимофеев представил вологжанам книгу воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны

Презентация книги «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками» прошла 21 июня в конференц-зале Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И. В. Бабушкина.
1624787998
Уроженец Новосибирска, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии «Александр Невский», главный редактор интернет-газеты «Столетие» Алексей Тимофеев живет и работает в Москве. Он является редактором-составителем сборника документов о маршале авиации Александре Голованове, генерале армии Иване Тюленеве, автором книг о Герое Советского Союза, знаменитом летчике Александре Покрышкине и нашем земляке, дважды Герое Советского Союза Александре Клубове, — сообщает пресс-служба областной библиотеки.

Книга «Как русские научились воевать», фактически историческая монография, вышла в 2020 году, а задумана была еще в 1990-м. В её основу положен многолетний,  глубокий и объективный анализ огромного количества документальных источников: воспоминаний, интервью и доверительных бесед с фронтовиками, среди которых: разведчики-диверсанты, летчики,  артиллеристы, пехотинцы, танкисты, саперы, морпехи, фронтовые корреспонденты, а также их сослуживцы и родственники. Именно боевой опыт, мастерство и мужество стали ответом на главный вопрос книги – умели ли русские воевать, и почему Красная армия победила столь сильного врага.

В презентации помимо автора этой честной и уникальной книги – настоящего бестселлера –  приняли участие  члены Клубов деловых людей Вологодского землячества в Москве и Вологодской области, ветераны войны и труда, представители библиотечного дела, сферы образования и общественных организаций Вологды.

Присутствующие, узнавшие многое из неизвестных эпизодов войны, высоко оценили издание  и по содержанию, и внешнему оформлению, в заключение  встречи получили  книгу с  авторской подписью писателя.

1
3
4

Интервью с Алексеем Тимофеевым

Как русские научились воевать

Член РОО «Вологодского землячества» в Москве, Клуба деловых людей Вологодского землячества в Москве, главный редактор интернет-газеты «Столетие», член Союза писателей России, лауреат Специальной премии в рамках Всероссийской литературной премии «Александр Невский» Алексей ТИМОФЕЕВ. Он известен как талантливый журналист, писатель-историк. В мае 2020 года Алексей отметил свой 60-летний юбилей. Его новая книга – «Как русские научились воевать. От 1941 к 1945: фронтовики отвечают на самые острые вопросы».

– Алексей Викторович, вы – автор многих статей, очерков, книг на историческую и военную тематику. Мы зачитывались книгой о нашем легендарном земляке дважды Герое Советского Союза летчике Александре Клубове. А вышедшая в 2003 году в серии «ЖЗЛ» книга о летчике-герое Александре Покрышкине выдержала несколько переизданий. Почему тема войны занимает в вашем творчестве столь значительное место?

– Темой Великой Отечественной войны я начал заниматься в начале 1990-х, когда, казалось, эта тема была уже никому не нужна… Молодежь, начитавшись «перестроечных» СМИ, в глаза глумилась над ветеранами: за что вы воевали?! Пили бы мы сейчас под немцами баварское пиво…

Работая тогда в серьезном, а потому еле выживавшем журнале «Слово», решил для майского номера 1992 года сделать объемный материал о Великой Отечественной, о Победе. Много работал в Музее Вооруженных сил, в отделе рукописей в Российской государственной библиотеке, в Студии военных художников им. Грекова. Пришел как-то в переживавший разруху Воениздат, мне предложили посмотреть рукопись пятого тома издания «Последние письма с фронта». Начал читать по вечерам письма тех, кто погиб в 1945-м. И был потрясен: как будто хлынула с этих страниц в душу светлая, чистая, мощнейшая волна. Это был спасительный родник.

– Какой главный вопрос вы задавали себе, исследуя эту непростую, трагическую и героическую страницу истории нашей страны?

– Главный вопрос, который интересовал меня в 1990-2000-х годах – за счет чего Красная армия победила столь сильного врага? Умели ли русские воевать? А то распространилось мнение, что никаких у нас гениев не было, воевали числом, а не умением, завалили немцев трупами… Беседуя с ветеранами, расспрашивал их о боевой и психологической подготовке наших летчиков и разведчиков-диверсантов, артиллеристов, танкистов и пехотинцев, о наиболее характерных эпизодах схваток и сражений, соотношении потерь, стратегии и тактике, оценке действий противника.

Как известно, чтобы узнать и понять какое-то историческое событие, сражение и т.д. необходимо погрузиться в ту эпоху, поработать в архивах, почитать мемуары и книги историков. И третья составляющая такого исследования – рассказы участников событий, которые словно живой водой окропляют сухие строки документов… Причем к этим беседам надо быть готовым, надо знать, что спрашивать, надо расшевелить человека, чтобы он увидел в тебе понимающего собеседника. А потом предельно точно донести до читателя суть этих рассказов, их нюансы и интонации.

– Что особенно поразило в ходе встреч и бесед с фронтовиками?

– Их сила, духовная и физическая, ум и воля. Мощь русского народа и всех народов нашей державы, больших и малых. Это почти не отражено не только в современных фильмах о войне, но даже в нашей великой русской литературной классике XIX века.

Иван Солоневич, известный мыслитель русского зарубежья, отмечал в начале Второй мировой войны: «Немцы писали об энергии таких динамических рас, как немцы и японцы, и о государственной и прочей пассивности русского народа. И я ставил вопрос: если это так, то как вы объясните и мне и себе то обстоятельство, что пассивные русские люди – по тайге и тундрам – прошли десятки тысяч верст от Москвы до Камчатки и Сахалина, а динамическая японская раса не ухитрилась переправиться через 50 верст Лаперузова пролива? Или – почему семьсот лет германской колонизационной работы в Прибалтике дали в конечном счете один сплошной нуль? Или – как это самый пассивный народ в Европе – русские, смогли обзавестись 21 миллионом кв. км, а динамические немцы так и остались на своих 450 000? Так что: или непротивление злу насилием, или двадцать один миллион квадратных километров. Или любовь к страданию – или народная война против Гитлера, Наполеона, поляков, шведов и прочих. Или «анархизм русской души» – или империя на одну шестую часть земной суши. Русская литературная психология несовместима с основными фактами русской истории. И точно так же несовместима и «история русской общественной мысли». Кто-то врет: или история или мысль…»

Блестяще сказано! Полностью согласен с этими словами.

– О войне ярко рассказал и писатель-фронтовик Юрий Бондарев, с которым Вы встречались. Эти встречи тоже стали мощным толчком для понимания что такое война?

– Наше поколение узнало Юрия Васильевича Бондарева в начале 1970-х. Сначала мы увидели не уступающий Голливуду по размаху и зрелищности фильм-эпопею «Освобождение» (где писатель был одним из трех авторов сценария), потом последовала добротная лента «Горячий снег». В 1975 году выходит в свет роман «Берег», ставший бестселлером на Западе. Чувствовалось, что писатель знает много. Его хотелось слушать… То, доперестроечное, время вообще было в нашем обществе временем своего рода «писателецентризма», явления, которое едва ли было когда-то и едва ли повторится. Писатель воспринимался как историк, психолог, социолог и духовник в одном лице…

Перечитывая тома, написанные Юрием Васильевичем, видишь, как и у всех больших писателей, то, что не мог увидеть раньше. В цикле романов, в «Мгновениях», статьях и беседах – история России последнего полувека, огромный материал для раздумий. Юрий Бондарев первым (как говорил в свое время Василь Быков: «Все мы вышли из бондаревских “Батальонов” ») и, как показали прошедшие десятилетия, с наибольшей яркостью и обилием образов живописал этот золотой ряд воинов Руси

Мне посчастливилось познакомиться с Бондаревым в 1999 году, накануне его 75-летия. Подготовка юбилейного материала о писателе оказалась непростой. Юрий Васильевич был занят рукописью нового романа. Кроме того, весьма скептически относился к жанру беседы, предпочитая слову произнесенному слово выверенное и написанное на бумаге собственноручно. Получив мои вопросы в письменном виде, он дал на них краткие ответы, которые меня, надеявшегося на полноценную беседу, никак не устроили. Вскоре удалось поехать в подмосковные Ватутинки, на дачу писателя, чтобы написать свой материал о нем…

В концовке этого очерка я написал: в понимании Юрием Бондаревым русской идеи главное то, что безусловно и вечно, – это семья, без которой нам не выжить. И самое главное – человек не должен предавать землю, на которой родился…

– Наверно не случайно в Вашей жизни появилась эта тема – прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин – он же ваш земляк..

– Знаете, очень часто детские впечатления – самые глубокие, и когда-то они дают свои ростки. Я и не думал заниматься историей войны, как и вся молодежь тех лет, увлекался рок-музыкой, современной западной литературой… Однако еще когда мы жили в Новосибирске, отец Виктор Николаевич, подводил меня, пятилетнего, к бюсту знаменитого земляка А.И. Покрышкина, рассказывал о нем.

В Москве мы с отцом, сестрой и братом не раз приходили в Центральный музей Вооруженных сил. Посылали в Центральный архив Министерства обороны запросы о моем пропавшем без вести в годы войны дедушке со стороны мамы… И позднее, в 1990-е, эта тема для меня главной.

– Наверно знаковым для Вас стало знакомство с вдовой первого трижды Героя Советского Союза?

Я познакомился с Марией Кузьминичной Покрышкиной в Студии военных художников им. Грекова. Будучи в мастерской народного художника Сергея Присекина, мы зашли к замечательному мастеру скульптуры, академику Михаилу Переяславцу. У него в мастерской я увидел сделанную из алюминия скульптуру Покрышкина. В расцвете лет, в военные годы он стоял, подняв руку, вдохновенный, непобедимый… Я загорелся написать об этом уникальном человеке, которого считаю ни много ни мало по совокупности заслуг и качеств личности величайшим героем России XX века, статью, собрал материал, долго беседовал с Марией Покрышкиной. Главный посыл материала – Покрышкин стал символом тех перемен в ходе войны, которые сделали Красную армию 1941-го армией-победительницей. Мария Кузьминична прочитала статью и сказала, что так об Александре Ивановиче еще никто не писал. А потом задумчиво молвила: «Алеша, а ведь это будет делом вашей жизни…». Честно говоря, подумал: какое там, дел-то очень много. Но в целом все пошло именно так, как предсказала мудрая женщина… Начал я с тех пор собирать литературу о войне, искал встреч и бесед с участниками, героями Великой Отечественной. А чаще эти встречи как будто сами находили меня…

Начало 90-х, кризис в обществе… Знакомство с Марией Кузьминичной открыло двери для общения со многими ветеранами. Её все знали и уважали, её рекомендации были очень весомыми. Мне помогали в Клубе Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, встречался с многими Героями.

– Как Вы стали работать над книгой об Александре Клубове?

– Покрышкин и Клубов – это неразделимые имена. Александр Иванович Покрышкин был человеком, который к себе в душу не впускал просто так. А Клубова уважал и любил. Вы посмотрите на фотографию, где они пожимают друг другу руки, это настоящая дружба. У Покрышкина в годы войны было только два таких близких друга. Один волжский богатырь из Самары Герой Советского Союза Вадим Фадеев, а другой – вологжанин Александр Клубов. Покрышкин в жизни плакал лишь дважды- когда погибли эти два его боевых товарища…

Когда я присутствовал на перезахоронении Александра Клубова, я познакомился с племянником героя – Владимиром Алексеевичем Клубовым. С тех пор нас связывает большая дружба. Тогда, при перезахоронении в Вологде я впервые ощутил мощь, силу и красоту Вологодской земли. Стал бывать здесь, а через несколько лет глава Вологодского района, тогда это был Александр Васильевич Гордеев, прочитав в книге о Покрышкине главу, посвященную Клубову, предложил написать отдельно книгу об Александре Федоровиче.

Книга вышла в свет сначала в Вологде, потом в Москве. Эта книга довольно быстро разошлась. Я бывал потом в школах Вологды, и мне кажется что дети неважно знают биографию своего знаменитого земляка, единственного дважды Героя Советского Союза – уроженца Вологодчины. Таковых во всей стране в годы войны было чуть больше сотни.

– Поделитесь секретами своего творческого метода.

– Мой метод прост – когда я пишу о человеке, первым делом исследую его корни, которые много скажут о нем. Когда я начал изучать корни Александра Федоровича, был поражен, на какой изумительной земле он рос – земле святых, героев, да просто хороших честных людей-тружеников. Постепенно пришло увлечение вологодской землей, ее историей, ее людьми. Тем более, что моя жена Елена Безбородова – скульптор, её творчество тоже связано с Вологодчиной. У нее особое отношение к Вологде и людям там живущим. Она много раз приезжала сюда, создала глубокие по содержанию портреты вологжан. В прошлом году с успехом прошла ее выставка в Вологодском представительстве в Москве. В моей книге о Клубове ее покорила глава о его вологодских корнях. И наш семейный союз состоялся в том числе и благодаря нашей общей любви к вологодской земле. А в июне 2019 года в центре Вологды был торжественно открыт памятник дважды Герою А.Ф. Клубову работы скульптора Елены Безбородовой. Бывает же такое! Муж написал книгу, а жена создала памятник…

Благодаря нити, которая с некоторых пор связывает меня с Вологодчиной, я и попал в Вологодское землячество в Москве. Приняли, как сказали мне, за заслуги, за книжку о вологодском Герое.

– Что для вас русский писатель?

– Это опять же писатель с корнями. У России трудная история, наш духовный фундамент – это православие. Даже если человек невоцерковленный или вообще считает себя атеистом, я вижу по его жизненным установкам, что это русский человек с православными корнями,. Православие и патриотизм – два столпа, на которых и я стараюсь строить свою жизнь и работу.

– Ваша новая книга вновь будет посвящена теме войны…

Я посвятил эту книгу моему деду, лейтенанту Даниилу Ивановичу Скворчевскому, участнику боевых действий с 13 марта 1942 года, который пропал без вести под Кенигсбергом в самом конце войны – 12 апреля 1945-го. Он был мастером топографического дела. Несколько лет назад на сайте «Память народа» я нашел его наградные листы: русский, беспартийный, воевал на Северо-Западном, Западном и 3-м Белорусском фронтах. Командир взвода топоразведки 21-го артиллерийского полка 63-й стрелковой Витебской Краснознаменной дивизии, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Засекал цели врага в передовых позициях, под огнем. Его судьба – пройти почти всю войну и пропасть без вести в последние ее дни… Сейчас с его фотографией я иду 9 мая в колонне «Бессмертного полка».

В этой книге я собрал материалы о своих встречах с ветеранами войны, почти все они уже ушли из жизни. Это легендарный морской разведчик, дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов, комбат, Герой Советского Союза Сергей Яковлевич Батышев, один из лучших наших летчиков-истребителей Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, комбат, кавалер ордена Красного Знамени, а после войны протоиерей Русской православной церкви Петр Сергеевич Бахтин и другие. Интереснейшее было общение с сыном Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова – Владимиром Николаевичем, дочерью Главного маршала авиации А.Е. Голованова – Ольгой Александровной. И фигура Верховного главнокомандующего начала проступать из мрака… А как Голованов создал могучий коллектив Авиации дальнего действия! Создал в кратчайшие сроки, а не за годы обещаний и «реформ»… Кадры, как всегда, решали все. Я старался сохранить для истории правду победителей. Этот опыт до сих пор, считаю, изучен далеко не в полной мере. А ведь он бесценен.

Беседу вела Елена ШЕРШЕНЬ

This entry was posted on Sunday, December 12th, 2021 at 21:58 and is filed under Общее. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.