О времени и о себе: в Вологодской картинной галерее открылась персональная выставка Юрия Воронова

О времени и о себе: в Вологодской картинной галерее открылась персональная выставка Юрия Воронова (с сайта cultinfo.ru)

25 октября 2016 г.

Ю. Воронов. «Доброе утро, товарищи! Говорит Вологда». 1987Ю. Воронов. Групповой портрет вологодских художников. 2003Ю. Воронов. Каждому дню довлеет злоба его. 1989Ю. Воронов. Лествица. 1990Ю. Воронов. Начало осени. 1993Ю. Воронов. Зимняя элегия. 1995Ю. Воронов. Никола зимний. 1992Ю. Воронов. Композиция с Владимирской Богоматерью. 2000Ю. Воронов. Св. Борис и Глеб. 2001Ю. Воронов. Натюрморт деревенский. 2010Ю. Воронов. Диалог. 2004Ю. Воронов. Норвежский пейзаж. 2007Ю. Воронов. Мальчик с удочкой. 2009Ю. Воронов. Портрет В. Н. Страхова. 2008Ю. Воронов. Николай Рубцов. Из серии «Лирика Рубцова». 1981Ю. Воронов. Девочка с веером. 1985Ю. Воронов. Ангел у ворот. 2008Ю. Воронов. Утро на древнем озере. 2015Ю. Воронов. Современница. 2011Ю. Воронов. Триптих «Carpe diem». 2013Ю. Воронов. Полиптих «Философский». 2016Ю. Воронов. Полиптих «Философский». 2016Ю. Воронов. Полиптих «Философский». 2016Открытие выставки Юрия Воронова в Вологодской картинной галерееОткрытие выставки Юрия Воронова в Вологодской картинной галерееНачальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский читает приветственный адрес губернатора области Олега КувшинниковаС открытием выставки художника поздравляет Тамара Замараева, член Общественной палаты Вологодской областиПредседатель Вологодского отделения Союза художников России Николай МишустаЗаслсуженный художник России, член-корреспондент РАХ Юрий Воронов

Выставка живописи и графики посвящена 60-летию мастера. Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Юрий Воронов представляет одну из самых ярких страниц современного вологодского изобразительного искусства. Летом нынешнего года признание его заслуг перед вологодской культурой выразилось в двух наградах: золотой медали Союза художников России имени В. И. Сурикова и знаке «За доблестный труд во благо Вологды». В верхних залах представлено более ста его произведений, созданных за 35 лет напряженной творческой деятельности. Это четвертый большой персональный вернисаж художника в стенах ВОКГ, здесь есть и работы, давно полюбившиеся вологодскому зрителю, и новые полотна, которые до этого нигде не выставлялись.

Образование и творческий путь Юрия Воронова органично сочетают графику и живопись: Ярославское художественное училище он закончил как живописец, а в Московском государственном художественном институте имени Сурикова получил специальность книжного графика. Именно графичность живописных полотен делает картины Воронова неповторимыми и узнаваемыми. Работая в русле традиций реализма, Воронов сочетает реалистическую технику письма с абстрактностью сюжетов и философским символизмом их трактовки. Создавая сложные композиции, отдельные элементы которых связаны ассоциативно, художник не ищет никакого реалистичного повода объединить их – наоборот, внешне они выглядят нарочито разрозненными, как рассыпанные детали мозаики. Мастер полагается на зрителя – его художественную и историческую эрудицию, на включенность в культурную жизнь родной Вологодчины, на умение чувствовать настроение, выраженное в цвете, линии и форме.

Резкие цветовые и световые контрасты в полотнах, посвященных современности, говорят о расколотости и бытия, и сознания современного человека. Это тревожит художника, заставляя внимательно вглядываться в лица людей. Деятели вологодской культуры, журналисты, сельские труженики, дети – в каждом их этих лиц он словно ищет подсказки для ответов на свои вопросы. Грустно-задумчивый художник Владимир Корбаков, сосредоточенно вглядывающийся во что-то реставратор Иван Федышин, печально склонивший голову живописец Виктор Седов («Доброе утро, товарищи! Говорит Вологда», 1987), погруженный в размышления Евгений Соколов, тревожно нахмурившиеся Генрих Асафов и Валентин Едемский… («Групповой портрет вологодских художников», 2003). Что-то общее есть в выражениях всех этих лиц, в позах и жестах – скрещенных руках, сцепленных пальцах, в руке, подпирающей щеку…. Тревога, напряженное раздумье, вглядывание в себя – и, наверное, надежда. Эти же тревога и надежда – в лицах и позах людей на картине «Лествица» (1990). Все они, в отличие от узнаваемых современников, как будто вышли из некоего безвременья: ватник, брошенная на землю шапка для подаяния, вещмешок за спиной, по-крестьянски повязанные платки, вериги с крестом… И лестница, которая ведет – куда? В храм? В благоустроенную современность, схематично изображенную на дальнем плане? К самому себе? В множественности ответов на этот вопрос – тайна притяжения этого и многих других вороновских полотен.

Прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в художественном мире Юрия Воронова «на равных правах» – образы культуры, истории и религии, получая конкретное узнаваемое воплощение, ведут своеобразный диалог о человеке и его месте в мире. Классически совершенные античные статуи, сложная примитивность древнегреческой архаики, едва намеченные древнеегипетские мотивы, образы древнерусской иконописи – каждую деталь, мастерски воспроизведенную, хочется рассматривать и «узнавать» до бесконечности. И вдруг всё это буквально на глазах складывается, как некий огромный пазл, в единое целое – и мы слышим шум времени, подобно тому как «слышим» морской прибой, приложив к уху раковину… Все эти молчаливые свидетели минувшего, словно покрытые патиной веков и тысячелетий, о чем-то взывают к человеку сегодняшнему. Не мертвы и предметы северного деревенского быта – каждый из них бережно хранит в себе память об ушедших поколениях и об уходящих деревнях («Зимняя элегия»). Об этом же – картина «Никола зимний», замысел которой родился у художника на бескрайнем зимнем поле в Тарногском районе, в тех местах, где когда-то была деревня, в которой жила его мать – теперь этой деревни нет. Та же трепетность в отношении к деревенской старине – в картине «Натюрморт деревенский»: собрано всё, что напоминает об ушедшем, и для чего-то очень важного это напоминание нужно.

В Юрии Воронове всегда ценили умение сочетать тонкий лиризм и философскую углубленность с активной гражданской позицией. Размышления о современности по-разному звучат в его крупных сюжетно-тематических полотнах. Тревожным предостережением наполнена известная картина «Каждому дню довлеет злоба его» (1989): здесь и страшное воспоминание о лагерях, и ужас перед грозящей человечеству глобальной катастрофой, и символическая трещина, проходящая сквозь жизни и судьбы – и извечная надежда на спасение. Триптих 2013 года «Carpe diem» («лови день» – лат.), призывая жить настоящим, показывает это настоящее в виде призрачного мира торгового центра с его бесконечными витринами и манекенами, среди которых живые люди почти незаметны. А полиптих «Философский» (2016), написанный совсем недавно, погружая зрителя в любимый художником мир античной культуры, рисует бесконечность пути – того, который уже пройден, и того, который еще предстоит пройти.

Юбилейная персональная выставка Юрия Воронова станет последним выставочным проектом картинной галереи в верхнем зале Воскресенского собора, который передается Вологодской митрополии. Экспозиция будет работать до 20 ноября 2016 года.

Светлана Гришина

This entry was posted on Monday, December 12th, 2016 at 21:23 and is filed under Культура, Новости. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.