Государственному академическому Северному Русскому народному хору— 90 лет!

 

8 марта 2016 г. знаменитому Северному Русскому народному хору исполняется 90 лет. Девяносто лет творческого поиска, неустанного труда, гражданского мужества.

Духовное пространство Вологодчины заполнено гармоничными созвучиями северной природы: пением птиц, торжественной тишиной лесной чащи, шуршанием осеннего листопада, тревожным голосом метелей, «торопливым немолкнущим шумом весенних вод», майским гулом пробуждающейся земли.

С виду скромная Вологодская земля прикровенно прекрасна, очаровывает, притягивает к себе. Именно поэтому в восприятии вологжан, их миросозерцании заложена поэзия, пропускающая через себя все внешние впечатления. Вследствие этого склад мыслей жителей Северной Фиваиды музыкально-поэтический, они мыслят и говорят стихами, создают и поют проникновенные народные песни. Можно сказать, вологжане дышат песней, живут песней, рождают песни. Коллективное, хоровое пение—отличительная черта вологодской соборности, существенная частьнационального самосознания.

Именно поэтому Вологодскому землячеству в Москве для полноты душевного общения земляков, нужно восстановить традицию хорового пения, что, впрочем, уже происходит спонтанно.

О благоприсутствии хорового пения в подсознании каждого вологжанина свидетельствует русский пророк Николай Михайлович Рубцов, описывая своё вологодское бытиё:

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Таким образом, рождение Северного Русского народного хора именно на Вологодчине—естественно и закономерно.

 

В начале XX судьба отечественной культуры поручила миссию сохранения традиций народного пения вологжанке Антонине Колотиловой с её всепокоряющей харизмой.

Харизматический лидер, руководитель наделён в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности—мудрости, героизме, исключительной энергии, целеустремлённости, сильной воли…

Ветер истории нашёл Антонину Колотилову в уездном городе Великом Устюге, известном с 1207 г. Этот небольшой город Вологодчины насыщен одухотворёнными архитектурными памятниками, среди которых— храм Вознесения, Успенский собор, здания Михаило-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей. Город и его окрестности не знали крепостного права, потрясения Смутного времени также миновали его.

Богатое купечество поддерживало традиции благотворительности, щедро благоукрашая Великий Устюг.

Впечатляет история города, окружённого бескрайними малонаселёнными просторами Русского Севера, населённого искусными мастерами, предприимчивыми купцами и бесстрашными землепроходцами.

Великий Устюг смелостью, мужеством и стойкостью горожан неоднократно оказывал решающее воздействие на ход становления русского государства. Достаточно вспомнить активное участие в военном противостоянии Владимиро-Суздальской Руси и Новгорода (XIII-XIV века); покорение Новгорода Москвой (XV век); организацию торгово-дипломатических связей Московского царства и Европы через северные моря и покорение земель вдоль Волги царём Иоанном Грозным( XVI век); освоение русскими Сибири, Дальнего Востока, и Аляски (XVII-XVIII века).

В Великом Устюге расцвели многие художественные ремёсла: ювелирное искусство черневого серебра, художественной эмали, филиграни, искусство чеканки по металлу и просечного железа, художественное литьё, художественный промысел «мороз по жести», изготовление декоративной керамики—фасадной облицовочной плитки и печных изразцов; резьба по дереву, резьба и роспись по бересте, декоративное шитьё, резьба по кости и камню. Великий Устюг славился как «Город умельцев»—один из крупнейших центров народного художественного творчества всей России. Примечательно, что в XVII веке в городе художественными ремёслами занимались более пятисот человек по 56 специальностям, опыт и традиции которых бережно передавались из поколения в поколение.

Можно привести показательный пример. С середины XIX века под давлением крупных ювелирных производств Петербурга и Москвы искусство устюгской серебряной черни вошло в полосу упадка. Выдающуюся роль в сохранении традиционной северной черни сыграл талантливый многоопытный мастер М.П.Чирков. Несколько десятилетий он был последним и единственным специалистом, хранившим секреты серебряной черни. Именно он передал тонкие ювелирные технологии начинающим мастерам созданного после революции государственного предприятия «Северная чернь». Для повышения художественного качества создаваемых изделий старый мастер привлёк выпускника Петербургской Академии художеств Е.П.Шильниковского, который долго и тщательно изучал раритеты черневого искусства. Постепенно ему удалось восстановить все полузабытые секреты изощрённых технологий серебряной черни и достичь высочайшего эстетического уровеня изделий. В 1937 г. предприятие «Северная чернь» на Всемирной выставке в Париже получило Большую Серебряную медаль и диплом. С тех пор изделия «Северной черни» стали «визитной карточкой» Вологодчины.

Пример М.П.Чиркова и Е.П.Шильниковского, высокие традиции профессионализма мастеров Великого Устюга вдохновили и укрепили Антонину Колотилову в её многотрудном служении русской народной песне.

В суровом климате земель бассейна рек Сухоны, Юга и Северной Двины выживали только трудолюбивые, умелые, предприимчивые, с неколебимыми моральными устоями, с прочной памятью традиций предков.

Описание атмосферы суровой жизни на пути от Вологды до Архангельска в конце XIX и в начале XX века можно найти в замечательной книге Владимира Личутина «Душа неизъяснимая».

И однажды возникло из грёзы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как берёзы,

Диво дивное в русской глуши!

Таким «дивным дивом» на Вологодчине (которая сама в целом—диво-дивное) возникли не только серебряная чернь, фрески Дионисия, но и Северный Русский народный хор.

Основательница и первая руководительница Северного хора—Колотилова Антонина Яковлевна, в девичестве Шерскова, родилась 23 марта (4 апреля) 1890 г. в деревне Жилино недалеко от Великого Устюга в многодетной великорусской семье. Одиннадцать братьев и сестёр, каждый по-своему, способствовали развитию разносторонних талантов Антонины. В 1909 г. девушка успешно закончила женскую гимназию в Великом Устюге. Деятельная натура и материальные обстоятельства направили Антонину на стезю земской учительницы. Вакансия нашлась в деревне Пелягинец в 18 км. от уездного центра—Никольска. Уклад жизни в деревнях Русского Севера того времени, не затронутый тлетворными столичными веяниями, отличался первозданной красотой, величавостью, целомудрием.

Хранительницами высоких эстетических традиций бытовых, праздничных обрядов, пения, танца и сказительства были великорусские крестьянки. Из поколения в поколение передавали они своим дочерям и внучкам красоту и величавость походки, поклонов, движений в хороводах, кадрилях, обрядовых хореографических действах. Цветущая сложность красоты национальной жизни не могла не покорить юную устюжанку с не уснувшей генетической памятью, с огромным внутренним творческим потенциалом.

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлён,

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времён…

Дополнительным источником вдохновения для Антонины были бескрайние просторы родного края лесные чащобы, озёра, луга, серебро зимы, золото осени, вереницы журавлей в пасмурном октябрьском небе…

Статус земской учительницы предполагал определённые правила поведения. Прогулки по лесам, скачки на любимой лошади и упражнения в стрельбе из охотничьего ружья—всё это статная красавица Антонина делала уединённо, стараясь не привлекать к себе внимания окружающих.

Когда Антонине исполнилось 24 года, к ней посватался нотариус из Никольска Василий Колотилов. После венчания и свадьбы Антонина Яковлевна учительствовала в народной школе, продолжала собирать сказы, песни, былины, величания, причитания, описывать обряды, костюмы, орнаменты вышивок, наигрыши на народных музыкальных инструментах.

Свидетельством музыкальной культуры русских крестьян выступает высокий спрос на традиционные народные инструменты: в начале XX века мастера по всей стране изготавливали до двухсот тысяч гуслей в год (в наши дни—считанные единицы).

В 1919 г. семья Колотиловых переехала в Великий Устюг. В родном городе Антонина Яковлевна основала самодеятельный женский ансамбль, преимущественно из домохозяек.

Обладая исключительной музыкальностью, Колотилова постоянно совершенствовала своё вокальное мастерство. Время от времени, она приезжала в Москву, Ленинград, Вологду, где получала консультации у лучших педагогов вокала того времени. Постоянное самосовершенствование позволило ей достичь исключительно высокого уровня вокального мастерства, исполнять не только народные песни, романсы, но и сложные оперные партии. Её партнёрами по сцене выступали выдающиеся исполнители из Большого и Мариинского театров.

Антонина Яковлевна не замыкалась на своей певческой карьере. Она была по своей природе просветителем с широкой и сострадательной русской душой.

Антонина Яковлевна щедро делилась со своими земляками красотой народной песни, классического романса. Она организовала гастроли группы вокалистов по селениям вблизи Мариинской системы каналов и по берегам судоходных северных рек. В концертной группе участвовали солист частной оперы Зимина в Москве Н.С.Никулин, известные певцы В.А.Вотчинский и В.П.Кузьмин. Во время концертов А.Я.Колотилова аккомпанировала пению на фортепиано или на клавишной цитре.

Молодая певица заочно была хорошо знакома с деятельностью Александра Андреевича Архангельского, знаменитого хорового дирижёра, ещё в 1880 г. организовавшего смешанный хор. Он первым ввёл в русское церковное пение женские голоса. В творческом наследии А.А.Архангельского особое место занимают многочисленные хоровые обработки русских народных песен, обогатившие репертуар Северного хора.

В 1922 г. Антонина Яковлевна познакомилась в Москве с Митрофаном Пятницким, создателем знаменитого народного хора. Добрые примеры вдохновили Антонину Яковлевну. Она стала обдумывать план создания творческого коллектива, способного не только аутентично исполнять полные величавой северной красоты народные песни Вологодчины, но и представлять традиционные обряды национальной жизни: сватовство, причитания невест, свадебное веселье, прощание с рекрутами, проводы зимы и встречу весны—весь календарный круг праздников и обрядов вологодских крестьян.

Антонина Яковлевна расширила кружок единомышленников—любителей народного пения и народной музыки, благо на Вологодчине все не только пишут стихи, но и в минуты недолгого отдыха повсеместно поют и пляшут. Более того, создают уникальные музыкальные инструменты: вспомним Кирилловскую гармонь! Все исследователи и собиратели фольклора отмечали у вологжан врождённую музыкальность и от природы поставленные голоса. Таким образом, Антонина Яковлевна оказалась в эпицентре потребности русских людей украшать свою жизнь благолепными роспевными созвучиями и гармоничными действами-танцами, имеющими глубокую символическую, сакральную традицию. Вспомним лишь древний обычай сельского хоровода, с удивительным оздоровительным эффектом, заряжающий созидательной энергией каждого из его участников.

В 1923г. А.Я.Колотилову приняли в штат широковещательной радиостанции Великого Устюга в качестве солистки-вокалистки.

8 марта 1926 г. в Доме работников просвещения певческий кружок Антонины Яковлевны публично выступил с концертом народных песен. Эта дата считается моментом рождения ныне здравствующего Государственного академического Северного Русского народного хора.

На начальном этапе хор насчитывал 12 исполнительниц, аккомпанировали им гармонисты Борис и Дмитрий Тряпицыны, а также Валерий Шерстков—родной брат Антонины Яковлевны. Сценографом выступала сама Колотилова, обучавшая участниц хора величавой осанке, сценическому движению, походке павы… Костюмы для выступлений певицы хора извлекали из бабушкиных сундуков, подчас из собственного приданного.

Антонина Яковлевна была предельно требовательна к себе и к своим подопечным. По исполнительскому уровню хор не уступал профессиональным коллективам. Аутентичность вокала, костюма, драматургии постановки обрядового действа —все составляющие представления-концерта руководительница хора контролировала и поддерживала самым скрупулёзным образом. Строгость профессионализма в коллективе сочеталась со свободой импровизации исполнителей на сцене.

Хор демонстрировал своё незаурядное мастерство перед рабочими Великого Устюга и крестьянами окрестных поселений.

Первоначально репертуар хора составляли преимущественно традиционные народные песни, хорошо знакомые исполнительницам, чьё детство и юность прошла в деревнях Вологодчины. Восходя от простого к сложному, Антонина Яковлевна задумала создать сценическое действо обряда русской свадьбы.

Народное искусство синкретично, не расчленено, соборно по своему характеру, поэтому народный хор из Великого Устюга не представлял хор в обычном понимании этого явления (хор—певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения). Хор Колотиловой—это скорее ансамбль или народный театр, в котором воедино сливаются песни, танцы, драматургия, музыка и народный костюм. К Северному хору, вобравшему в себя богатейшую самобытную культуру русского народа, это относится в полной мере.

Программа такого концерта динамична и разнообразна, зритель не заскучает: песни, танцы, игровые, народные представления, оркестровые пьесы стремительно сменяют друг друга, большую часть песен артисты исполняют в движении. Невольное восхищение вызывают костюмы хора, чья выдержанность стиля, самобытная красота, цветовая гармония букета полевых цветов, сезонное разнообразие моделей просто обрушиваются на зрителя…

19 апреля 1928 г. в клубе «Труд и отдых» Великого Устюга состоялась премьера вокально-хореографического представления «Русская деревня по песням» в трёх картинах: «Разлучают» (сватанье)—«Свадьба» (проводы невесты)—«От свекровушки к новой жизни». Зрители, преимущественно выходцы из деревни, с воодушевлением встретили обряд, знакомый им с детства.

Все три с половиной десятка лет, в течение которых Антонина Яковлевна руководила хором, она последовательно поддерживала репертуар певческого коллектива с традиционным бытиём песни в рамках крестьянского великорусского мiра, что придавало выступлениям коллектива ощущение внутренней правды, гармоничности, соразмерности, уравновешенности…

Подобные песни и сценические действа не нуждаются в объяснениях и интерпретациях: они понятны всем.

В 1931 г. радиостанция из Великого Устюга переехала в Архангельск. Для продолжения сотрудничества с широковещательной радиостанцией Антонина Яковлевна вместе с несколькими участницами хора также переехала в Архангельск, где продолжила совершенствовать своё детище с ещё большим размахом. В репертуар хора помимо богатейшего песенного наследия Вологодчины были включены песни Пинежья, Северного Поморья, танцевальные номера и фольклорные бытовые сцены архангелогородцев.

Архангельские поморы—потомки древних новгородцев и вологжан, которые освоили и заселили этот край много веков тому назад. Их искусство, эстетические воззрения до сих пор сохранились в своей первозданности. Это своеобразный художественный мiр со своими законами и понятиями красоты. Его отличает традиционная выдержанность стиля, в котором эпическая ширь, мужественность, волевое начало сочетается с целомудренной сдержанностью и глубоким внутренним чувством. Вместе с тем, в песнях и танцах Русского Севера отчётливо проявляются свойственные сильному характеру землепроходца, охотника, морского промысловика жизнелюбие, жизнеутверждение, задор, внутренний темперамент. Это выражается в своеобразии диалекта, технике танца, рассчитанной на физически крепких и выносливых людей, в потешных и озорных песнях.

Антонина Яковлевна последовательно и методично проводила экспедиции по сбору песен, сказаний, былин этого северного края, приобретала костюмы и народные музыкальные инструменты.

В коллектив певиц влились таланты из Холмогор, Шенкурска, Каргополя и Лешуконья. Так, например, семья Серебрянниковых пополнила фольклорную копилку хора тремястами песнями, старинными хороводами и прибаутками скоморохов допетровских времён.

Не надо забывать, что вся созидательная деятельность Колотиловой происходила в атмосфере беспощадного повсеместного погрома троцкистами русской традиционной культуры. Достаточно вспомнить расстрел поэта Алексея Ганина в 1924 г.и поворот судьбы Николая Клюева в 1937 г.

Антонина Яковлевна, прекрасно понимая всю ответственность и все подспудные риски, особенно тщательно готовила первую трансляцию песенной программы хора по радиовещанию Северного края. Прозвучали четыре лирические песни. Успех был ошеломляющий.

«Лиха беда—начало». Колотилова всячески способствовала самоорганизации фольклорных хоров по всему Русскому Северу. Попробовав свои силы на местном уровне, наиболее талантливые певицы вливались в содружество исполнителей хора в Архангельске.

В 1935 г. Антонина Яковлевна в ходе очередной исследовательской экспедиции по Поморью познакомилась с Марфой Семёновной Крюковой (1876-1954 гг.), поморской сказительницей, дочерью знаменитой сказительницы А.М.Крюковой. Марфа Семёновна помнила и сказывала сотни былин, сказов, песен. Колотилова привезла Крюкову на первый Всесоюзный радио фестиваль в Москву в 1936 г. Марфа Семёновна успешно выступала в составе Северного народного хора и параллельно записала на Всесоюзном радио свыше 150 былин.

Пример Крюковой вдохновил других вокалисток хора на творческое развитие традиционного песенного наследия: были созданы такие песни, как: «Как по морюшку», «По дорожечке» и многие другие.

Русский народ умел много и тяжело работать, умел красиво и весело отдыхать, восстанавливая свои силы. Вспомним картину Сурикова «Взятие снежного городка»! Хор освоил исполнение задорного, искромётного наследия скоморохов, почти полностью вырезанных в царствование «тишайшего» Алексея Михайловича Романова. Примечательно, что позднее, почти через сорок лет к наследию скоморохов также в хоровом оформлении обратился великий композитор-вологжанин Валерий Александрович Гаврилин, чьё имя ныне носит вологодская филармония.

Протяжные и исполненные скрытой печали русские народные песни хор под руководством Колотиловой исполнял в задушевной проникновенно-лирической манере.

Выступления по радио принесли Северному хору всесоюзную славу.

В 1938 г. хор определили в состав Северной государственной филармонии.

В 1939 г. хор выступил на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в ходе Колхозного фестиваля—смотре ансамблей песни и пляски.

В мае 1940 г. для участниц хора были организованы систематические учебные занятия для повышения профессионального уровня певиц. Уже 28 декабря 1940 г. в зале архангельской филармонии прошёл первый концерт Северного Русского народного хора—уже не любительского, а профессионального творческого сообщества, усиленного танцорами и музыкантами. С помощью хормейстера, балетмейстера и специалиста по вокалу—новых штатных сотрудников—хор встал на путь профессионального концертного исполнения северного фольклорного наследия.

Весной 1941 г. хор успешно гастролировал в Москве, затем предпринял концертную поездку по Архангельской области, во время которой пришла весть о начале войны.

Дух победы, исходящий от «матери сырой земли», возгревается тяжёлыми испытаниями. Разрушительной преступной агрессии всего капиталистического мира во главе с германским нацизмом русский народ противопоставил мужественную верность своим созидательным творческим началам.

Все тяготы военного времени в полной мере коснулись и Северного народного хора. Коллектив встал на боевую вахту, концертируя на кораблях Северного флота, на Карело-Финском фронте, на Урале, в Мурманске, в Заполярье. В 1944 г. шесть месяцев северная русская песня звучала на Дальнем Востоке.

Во время концерта в Мурманске рядом с Домом офицеров взорвалась немецкая авиабомба. На сцену с потолка и стен посыпалась штукатурка. Следующая бомба могла попасть непосредственно в здание, разрушив его. Артистки хора невозмутимо продолжали концерт…

В 1943 г. концерты проходили в открытом море на боевых кораблях в условиях штормовой погоды…

В госпиталях задушевная русская песня согревала сердца раненных, вселяла надежду…

Антонина Яковлевна участвовала во всех концертных поездках в теплушках, на катерах, в самолётах.

Вологодско-архангельский хор занял первое место на Всесоюзном смотре народных хоров в 1944 г. и был отмечен премией.

В годы войны участники хора продолжали совершенствовать своё мастерство, творчески откликались на бурный поток событий: в репертуаре хора появились 65 новых сказов, 15 песен и более 300 частушек собственного сочинения.

Весной 1945 г. хор совершил концертное турне по Северной железной дороге, побывал в Вологодской, Кировской и Ярославской областях. После войны Колотилова ежегодно по большой воде привозила хор из Архангельска в Великий Устюг для проведения нескольких концертов на своей малой Родине. Устюжане с воодушевлением приветствовали свою выдающуюся землячку и созданный ею хор. (Эту традицию хорошо бы возродить, поскольку в наши дни вологжане слушают пение Северного хора преимущественно по радио и интернету).

В 1949 г. Антонина Яковлевна за концертно-исполнительскую деятельность была удостоена Сталинской премии.

По настоянию многочисленных почитателей творчества Северного русского хора весь репертуар был записан композитором П.Ф.Кольцовым и хормейстером В.А.Поликиным.

В послевоенное время в репертуар постепенно начали включать авторские сочинения, адаптируя их к традициям северной народной песни. В качестве подобной постановки можно отметить вокально-хореографическое действо «Вологодские кружева» на музыку композитора В.Лаптева.

В 1957 г. руководителем оркестра Северного хора стал Борис Куприянович Туровник—прекрасный педагог, тонкий образованный музыкант, талантливый оркестровщик, автор не только обработок, но и оригинальных сочинений. Под его руководством небольшой по составу оркестр зазвучал особенно красочно, самобытно и выразительно.

В 1960 г. Антонине Яковлевне Колотиловой было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСР.

Сохраняя традиции, раскрывая самобытную красоту национального уклада жизни, песен и обрядов, Колотилова искала и находила новые сценические формы и выразительные средства исполнения и представления фольклорного наследия Русского Севера. Разносторонний талант А.Я.Колотиловой, её глубокие знания фольклора, музыки, театра позволяли хору сохранять свою индивидуальность, преодолевать чрезмерные пафос и парадность, расширять исполнительские возможности, совершенствовать средства выразительности хорового действа, народных мистерий.

Северный русский хор триумфально выступал в 1959 г. в Польше и Болгарии, в 1961 г.—в Чехословакии и Франции.

«Вологодский характер» Антонины Яковлевны Колотиловой помог совершить ей подлинный гражданский подвиг: сохранить северную русскую народную песенную традицию, спасти от забвения многие важнейшие составляюшие национального уклада жизни, по сути—сберечь душу народа.

За годы руководства коллективом Антонина Яковлевна вместе со сказительницами и песенницами хора создала более 100 сказов и песен, она подготовила и издала сборник «Северные русские народные песни».

Антонина Яковлевна всё время творчески совершенствовала как содержание, так и форму выступлений хора вплоть до своей кончины 6 июля 1962 г. Её могила на Кузнечевском кладбище в Архангельске—место паломничества всех любителей русской песни. Жизнь Антонины Яковлевны стала творческим и гражданским подвигом; заложенные ею традиции направляют жизнь хора и в наше время.

Берегиня жемчужины пределов вологодских и архангельских—Северного Русского хора, А.Я.Колотилова сумела найти себе достойную преемницу и передать дело всей своей жизни в надёжные руки. В 1960 г. художественным руководителем хора стала Нина Константиновна Мешко—талантливейшая певица и музыкант, выдающийся организатор, человек неколебимых моральных принципов и несгибаемой созидательной воли. Под её руководством Северный Русский народный хор достиг апогея своего расцвета и стал одной из вершин великой советской культуры.

Художественный руководитель Северного хора—Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, профессор Н.К.Мешко получила международную известность как ведущий специалист в жанре русского народного пения. Она основала и возглавила целое искусствоведческое направление, научную школу профессионального народного пения. Нина Константиновна на основании своего огромного опыта и фундаментальных знаний подготовила соответствующее учебное практическое пособие и видеокурс техники народного пения.

(Необходимо, чтобы это учебное практическое руководство было доведено до каждой вологодской школы, до всех любителей пения на Вологодчине).

Н.К.Мешко находила и пестовала подлинные вокальные таланты.

За десятилетия педагогической деятельности Нина Константиновна сформировала и огранила певческий талант Людмилы Зыкиной, Татьяны Петровой, Людмилы Рюминой, Натальи Боресковой и многих других звёзд русской-советской песни.

«Кадры решают всё»: Нина Константиновна привлекла к сотрудничеству в Северном хоре талантливого балетмейстера, постановщика танцев Ивана Захаровича Меркулова и замечательного хормейстера Людмилу Александровну Гореву,

Вскоре хор получил почётное звание академического.

Украшением хора стали певицы-вологжанки Ольга Пудышева и Полина Пугачева.

Международную славу получили такие постановки хора как «Северное играньице», «Северная барабушка», «Вологодские кружева», «Летел голубь», «Приезжайте к нам на Север», «Утушки», «Русские коленца»…

 

Антонина Яковлевна Колотилова и Нина Константиновна Мешко осуществляли домостроительство Северного хора на прочной, «каменной» основе национальных традиций и высоких нравственных устоев. Поэтому Государственный академический Северный Русский народный хор устоял и сохранился в крупнейшей трагедии нашей истории—крушении Советской России—СССР.

В «лихие девяностые» участники хора, не получая зарплаты, репетировали в неотапливаемом помещении (в Архангельске, зимой на берегу студёного Белого моря!..) и продолжали своими выступлениями возгревать Дух Русской Победы и Надежду в нашем растерявшемся народе.

«Мы устояли, но мы— в пробоинах»… В наши дни свой девяностолетний юбилей хор встречает на творческом подъеме, полный молодых сил и юного задора, восстанавливая утраченное, создавая новое под мудрым руководством художественного руководителя хора профессора Светланы Конопьяновны Игнатьевой.

На могилах А.Я.Колотиловой и Н.К.Мешко—цветы, на здании хора—мемориальные доски в честь этих героических женщин, в наших сердцах—благодарность, любовь, память этих доблестных дочерей нашего Отечества.

18 февраля 2016 г. в Архангельске в помещении Северного хора состоялась премьера концертно-познавательной программы «Северная свадьба»—традиционного свадебного обряда, бытовавшего в Архангельской губернии в XV-XIX веках. Красота этого старинного действа завораживает, а великолепные голоса артистов Северного хора, кажется, возносятся к самым небесам, пробуждая в слушателе его исконную коренную природу, родовую память, протягивая нити, связующие его с предками.

Празднование девяностолетия хора начнётся 6 марта в Новодвинске, 7 марта в Северодвинске и 10 марта в Архангельском театре драмы им. М.В.Ломоносова исполнением юбилейного концерта в двух частях.

Концерт откроется свадебной постановкой И.Терехова «Играйте, гораже». Впервые она была показана на сцене ещё в конце 80-х, в эпоху Нины Константиновны Мешко, однако с тех пор не исполнялась целиком. Сейчас спектакль полностью восстановлен. В ярком, чарующем сценическом действе, наполненным северным колоритом, присутствуют все главные элементы свадебной драматургии: сватовство, рукобитие, девичник, свадебный пир.

Часть вторая программы —«У моря живём, морю песню поём». В неё вошли русские народные песни «Во лузях», «Сидела Авдотьюшка», «качельные» песни, традиционные северные хороводы, молодёжные пляски, недавно поставленный старинный поморский танец «Ланце»…

Для этой программы отдел по хранению, реставрации и изготовлению костюмов Северного хора под руководством Николая Терюхина подготовил новые костюмы. Сарафаны, рубахи и головные уборы изготовлены по образцам традиционного костюма Пинежского, Лешуконского, Мезенского и Каргопольского районов Архангельской области, декорированы лоскутным шитьём и тамбурным швом. В постановке «Поморская сюита», завершающей программу «У моря живём, морю песню поём», артисты предстанут в совершенно новом образе. Он создан специально для этой постановки и олицетворяет могучую и таинственную водную стихию Русского Севера.

В числе праздничных мероприятий в марте 2016г. в Архангельске будет проведён открытый урок по народному пению и мастер-класс по северному танцу «Спой с Северным хором».

 

Вернёмся к истокам.

Северный хор — коренной вологжанин по родительнице—Антонине Колотиловой, и по родителю—Духу Вологодчины, батюшке Великому Устюгу.

Отрадно сознавать, что такой замечательный коллектив—северный форпост не только Архангелогородского, но и Вологодского мiра.

РОО «Вологодское землячество» в Москве поздравляет Государственный академический Северный Русский народный хор с юбилеем и желает своему архангелогородскому историческому коллективному Земляку дальнейших творческих успехов,

многая и благая лета!

А также многочисленных гастролей на малой Родине хора— лучезарной Вологодчине!

 

Бочков А.С.

 

Источники:

Михайлов А. Государственный русский народный хор северной песни. Архангельск. 1956.

Синицын Т. Двадцатилетие Русского народного хора северной песни. Архангельск. 1946.

Жирноба А. Северный Русский народный хор. К пятидесятилетию со дня основания. М. 1975.

Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Вологодская область. М. 1979. С. 126.

Слесарев В. Антонина Яковлевна Колотилова. Архангельск. 2008.

У Спаса на погосте. Вологда: МДК.2002. С. 86-100.

Быков А.В. Народный костюм Вологодской области. Вологда. 1990.

Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.:Современник. 1985.

 

Иллюстрации:

Прилагаемые фото А.С.Бочкова—съемка концерта хора в актовом зале нового гуманитарного корпуса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. 2012 г.

[wppa type=”slideonlyf” album=”79″ align=”center”]Any comment[/wppa]

 

 

This entry was posted on Saturday, March 5th, 2016 at 20:59 and is filed under Культура, Новости. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply