Лучший аккордеонист мира—из Вологды

Вологда известна своими многочисленными талантами. Достаточно сказать, что именно в пределах Вологодских просияло более ста канонизированных общерусских святых из приблизительно тысячи русских угодников Божиих, прославленных Церковью до 1917 г. Именно поэтому «край лесов, озёр, болот» получил в народе почётное наименование «Северная Фиваида». Намоленная земля воспитала у вологжан скромность, сдержанность, немногословность, рассудительность. Здесь никого не удивишь талантом, трудолюбием, выдающимися достижениями в профессии… Для вологжан это норма: среди суровой северной природы человек безталанный, неумелый, ленивый просто не выживет. Твердынями русского духа, памятниками трудолюбию и стойкости стоят на Вологодчине всемирно известные православные монастыри: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий, Горицкий, Троице-Гледенский…

Прекрасна, величава и загадочна природа Северной Фиваиды…

Среди этой красоты и величия известие о том, что восемнадцатилетний студент 4 курса Вологодского колледжа искусств Александр Комельков стал в этом году победителем конкурса исполнителей «Трофей мира» в Швейцарии, а затем получил «Кубок мира» в Финляндии, потрясения основ неспешной вологодской жизни не вызвало. Всеобщая реакция была немногословна: «Молодец. Так держать. Если не вологжане, то кто же?»

От Александра Комелькова не ожидали ничего другого: он уже неоднократно становился чемпионом мира среди юниоров, лауреатом 16 конкурсов, одолел три общемировых первенства. Александр играет на аккордеоне—баяне с клавиатурой фортепьянного типа для правой руки.

В международном конкурсе аккордеонистов и баянистов в Финляндии участвовали 90 наиболее известных исполнителей из 24 стран мира. Все были старше, опытней, искушённей… Отношение финнов к нашей стране известно. Тем не менее, превосходство и совершенство музицирования Александра Комелькова было столь очевидным и неоспоримым, что жюри конкурса без колебаний присудило победу именно ему. Высокий, худощавый блондин невольно вызывает симпатию своей скромностью и преданностью призванию. Сильное впечатление производит простота и непринуждённость исполнения Александра Комелькова, более подходящая не юноше, а многоопытному мастеру, сформировавшемуся и отшлифованному многолетними упорными штудиями. Сдержанность в сочетании с напряжённой внутренней эмоциональностью, всецелая самоотдача звуковой гармонии, лаконичность, парадоксально полно раскрывающая всё эстетическое богатство исполняемого произведения—неповторимый стиль исполнительских интерпретаций Александра Комелькова. Природный, прирождённый талант последовательно делает своё дело. Создаётся впечатление, что по ходу раскрытия музыкального образа Александр сливается со звуковой гармонией, воспаряет вместе с извлекаемой им мелодией; кажется: звуки выходят не из аккордеона, а из сердца юноши, наполненного непередаваемой таинственной красотой Русского Севера. То, что мы слышим и видим на выступлениях Александра Комелькова—это не музыка, это искренняя исповедь эстетически богатой души, настроенной на жизнеутверждение: «и через край перелилась восторга творческого чаша, и всё уж не моё, а наше, и с миром утвердилась связь»…

Чувствуется, что юноша не может не играть на своём аккордеоне—это его судьба, стихия, миссия—вся жизнь, суть существования.

На концертах Александр Комельков сдержанно артистичен, нетороплив: «служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво». В молодом вологжанине чувствуется внутреннее достоинство, врождённая культура, уважение маэстро к исполняемому произведению, соратнику-аккордеону, слушателям. Выступление превращается в увлекательный моно спектакль, музыкальную мистерию, что особенно заметно при исполнении высокой классики, например, сочинений Иоганна Себастьяна Баха. Всё отмеченное закономерно.

Вологжане исключительно духовно, эстетически, музыкально и вокально одарённый народ: «Родниково-чистая, чуткая ко всякому переживанию душа и удивительные, проникающие в сердце созвучия»…

Не случаен выбор Александра Комелькова музыкального инструмента: вспомним феномен легендарной Кирилловской гармони. Благодарная память о ней живёт среди вологжан. Достаточно сказать, что Областной научно-методический центр культуры опубликовал фундаментальную монографию знаменитого фольклориста А.А. Мехнецова «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья».

Как известно, Северная Фиваида—это секрет, погружённый в загадку красоты, окружённой тайной веры, надежды и любви бытия Вологодчины, её неповторимой природы и незабываемых, единственных в своём роде людей. Как знать, может быть, талант Александра Комелькова послан судьбой на Вологодчину в том числе и для возрождения традиционного уклада сельской жизни: Кирилловской гармони, народного песенного лада, стихии национального танца,—ныне почти утраченных обязательных составляющих созидательной, полноценной творческой жизни народа.

Отметим, что многие произведения великого композитора XX века вологжанина Валерия Гаврилина ждут своей виртуозной интерпретации на аккордеоне Александра Комелькова. Так что расслабляться не приходится: «И вечный бой. Покой нам только снится»…

Хочется пожелать вологодскому виртуозу новых творческих свершений, доброго жизненного пути.

 

А.С.Бочков

This entry was posted on Thursday, January 28th, 2016 at 10:03 and is filed under Культура, Новости. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply