Сопротивление бесчувствию (статья из Нашей Вологды)

Сопротивление бесчувствию

№ 08 (590)Рубрика: День театра 

Камерный драматический театр Вологды рискует остаться без сцены.

Без малого 20 лет в Вологде существует Камерный драматический театр. Спектакли КДТ разных лет давно и искренне любимы вологжанами. «Кыся», «Отче наш» по Шаламову, «Классика.RU», «Хлопок одной ладони», «Солдатики любви», «Эрос против бизнеса», «Там же тогда же», довлатовский «Заповедник», «Это я, Эдит Пиаф», «Дух резни», «Шекспир-RUSSKIY», «Пиковая дама»… 
Театр постоянно участвует в различных фестивалях, неизменно привозя дипломы лауреатов. Критики, побывавшие на спектаклях Камерного, говорят о них только в превосходной степени. А вот средства массовой информации в последнее время упоминают КДТ все больше в связи с тревожной ситуацией вокруг помещения театра на улице Ленина, 5,
и с возможным переездом театра в здание кинотеатра «Салют»… Но обо всем по порядку.
О том, как создавался первый негосударственный профессиональный театр Вологды, чем он живет сейчас и каким видится его дальнейшее существование, рассказывает в интервью «Нашей Вологде» бессменный руководитель и режиссер Камерного драматического театра Яков Рубин.

– Яков Романович, как и когда вы заболели театром?
– Еще в школе. Мне и Вологде повезло, что здесь работал Макс Миксер – удивительный человек театра, балетмейстер, создавший вологодскую балетную школу и доказавший, что высокое искусство возможно в провинциальном городе. Занимался в балетной студии и в театре танца «Сирин» у его ученика, тоже театрального феномена – Виталия Постникова. Он давал мне читать нужные, правильные книги – я вообще был читающий мальчик, «библиотечный». В частности, книгу французского режиссера Жана-Луи Барро «Воспоминания для будущего», которую прочел, лежа в больнице с воспалением легких. И вот воспаление легких прошло, а воспаление театром началось.
– То есть сначала в вашей жизни был не драматический театр, а балет?
– Да. После школы закончил один курс Института культуры в Москве – на хореографа – а потом ушел в армию. Вернулся из армии – на дворе 1990-е, все так странно… Оказался в Вологодском ТЮЗе у Бориса Александровича Гранатова в качестве балетмейстера. А параллельно учился сначала в «Щуке», а потом в ГИТИСе на режиссера драмы. Вообще очень люблю учиться.
За восемь лет работы в ТЮЗе я попробовал себя и как актер, и как режиссер – там сформировалась группа актеров, с которыми у меня получалось сочинять разные опусы, мы что-нибудь «мутили». И, видимо, неизбежно на определенном этапе из ТЮЗа меня резко уволили. Это было очень болезненно, но благодаря этому встал вопрос «Что дальше?» и возникла идея сделать новый театр, живущий и работающий совсем по другим принципам. Театр, который существует не ради коммерции и не как фабрика по производству спектаклей. Где нет «госзадания», «плана по зрителю» – все это убивает искусство.
– Вы задумали театр, можно сказать, «сидя на кухне», не имея конкретного места и представления, как все это будет?
– Да, сидя на кухне, именно так. У меня был друг Алексей Суханов – он, к сожалению, потом погиб – бизнесмен 90-х годов. Я пришел к нему и сказал: «Слушай, дружище, у меня есть идеи, у меня есть актеры, которые хотят со мной работать. Почему у меня нет театра?» Он ответил: «Это очень просто. Заведи амбарную книгу. Такую тетрадку, расчерченную на три столбца: дебет, кредит и сальдо». Я говорю: «Что такое дебет и кредит я еще представляю, а что такое сальдо?» Он засмеялся и сказал: «Тебе это пока знать необязательно, но лучше, чтоб оно было положительным».
– На каких принципах основывается ваш театр?
– Мне казалось (и сейчас кажется), что спектакль надо делать так, как художник создает картину в мастерской: творить, не считая своего рабочего времени, пока чувствуешь вдохновение. Без насилия над собой и над участниками спектакля, над командой. Так мы и сочинили за прошедшие 19 лет спектаклей 70.
Есть такое слово «резистанс», по-французски – «сопротивление». Принцип нашего театра – сопротивление: пошлости, лени, в том числе и собственной, сопротивление бесчувствию. Нельзя пройти мимо раздавленной на перекрестке кошки без того, чтобы у тебя не сдавило сердечную мышцу… Сопротивление этим вещам и есть начало искусства.
– Как создавалась и создается команда Камерного театра?
– Мы никогда никого не зовем к себе. Все как-то прибиваются сами. Когда мне кто-то звонит и говорит: «Я хочу к вам в театр», – я отговариваю, показывая все минусы существования в таком театре, как наш. Но если человек приходит в Камерный театр, он должен здесь прижиться. Мы ведь не принимаем на работу – мы берем в компанию. По-человечески люди здесь должны быть друг другу нужны. Поэтому люди приходят, осматриваются, – и если такой способ существования им важен и нужен, если они вписываются в эту атмосферу, то они остаются здесь. И остаются не на год, не на два… Понятно, что у кого-то меняются жизненные ситуации, возникают семейные, финансовые и прочие сложности, – тогда актеры уходят. Но в целом, я думаю, никого не оскорбляет позиция равного среди равных. И никто не был выгнан из театра за эти 19 лет. Уходили, но не были выгнаны.
– Первый костяк Камерного составляли выходцы из вологодского ТЮЗа?
– Да, ТЮЗовцы. Нас было четверо: я, Ирина Джапакова, Всеволод Чубенко и Ирина Волкова, закончившая у Геннадия Дадамяна Высшую школу деятелей сценического искусства при
ГИТИСе, профессиональный бухгалтер, понимающий, на что мы решились, уйдя в свободное плавание.
Потом присоединялись другие актеры. Сначала – из вологодских театров. Потом мы сами набирали людей, готовых играть в нашем театре, и отправляли учиться – кого в Ярославский театральный, кого в ГИТИС. То есть, работая в театре, занимаясь с профессиональными артистами и режиссером, они параллельно учились.
– За 19 лет много людей прошло через Камерный театр?
– Не очень много. В основном смена команды каждый раз была связана с потерей помещения. В таких случаях всегда обостряются проблемы – нас начинает швырять и кувыркать, мы не можем выплатить зарплату, мы фактически захлебываемся. Не все могут выдержать неопределенность. И в этот момент, я считаю, отпадает все лишнее: все, кто не хочет этого терпеть, уходят. В общем, все свободны – так как никого не звали, все имеют право встать и уйти. Дверь открыта в обе стороны. Конечно, любой уход из театра болезнен для остающихся, потому что рвутся творческие (и человеческие) связи. Если человек уходит – уходит спектакль; мы не делаем вводов, не заменяем артиста. Просто снимаем спектакль с репертуара. И получается, один ушел, а другой остался без любимой роли. А роль – это ведь не работа для актера, это смысл его жизни. Вот сейчас у нас Вячеслав Федотов, женившись, уехал в Тулу – 11 спектаклей сразу исчезло. Это ощутимо. И в финансовом плане тоже, но дело не в этом. А в том, что зрители любят эти работы.
Бывает, что люди уходили, когда начинали жить «про другое». Как тот же Всеволод Чубенко, который подался в администрацию, или Александр Соколов, выбравший путь журналиста и ведущего. Каждый имеет право на свой поиск – но нам тогда становится не по пути.
– Как театр обрел свое первое помещение?
– С первым помещением нам помог Владимир Воропанов, директор Вологодской картинной галереи. Им было передано нам бывшее здание банка на Кремлевской площади (где сейчас располагается Музей кружева. – Прим. ред.), денег на ремонт не было. Он сказал: «Поживите здесь годик – будете у нас открывать выставки». Создал такой театрально-творческий отдел при картинной галерее. И мы прожили там не годик, а лет шесть или семь. За это время вычистили помещение бывшего кассового зала, там открылись какие-то замурованные арки XVIII века – и у нас появился этот фирменный стиль «стена из кирпича». Мы там играли спектакли. Когда у картинной галереи забрали это здание, мы тоже оказались на улице. За семь лет «бродяжнической» жизни мы фактически растеряли всю команду. При этом мы не опускали рук – стучались во все двери и говорили: есть такой театр в нашем городе…
– Сейчас все в Вологде уже привыкли, что Камерный театр находится на улице Ленина, 5. Как вы оказались там?
– Помог бывший губернатор области Вячеслав Позгалев. Его супруга – Татьяна Леонидовна – из театральной семьи, она бывала у нас на спектаклях. И сам Позгалев знает и любит театр. Мы пришли к нему на личный прием, рассказали, что мы хотим. Он сказал: «Да, я понимаю, что такое маленькие театры. Они нужны». И дал поручение своей команде найти помещение. Это тоже было не быстро.
С заместителем губернатора Анатолием Паком и его специалистами мы тогда облазили полгорода, насмотрелись разных чердаков и подвалов. Ничего не подходило. И вот однажды Пак вызывает меня и говорит, что есть помещение на Ленина… Оно тоже сначала показалось неподходящим: какая-то колонна в середине, проезд… Но Анатолий Алексеевич подсказал, как можно здесь обустроиться. То есть в команде губернатора были люди, которые думали о том, где можно поселить театр.
– Какие-то дотации от властей были?
– Нет. За все это время мы ни копейки не взяли от государства – ни у городских, ни у областных властей, ни у федерального центра. На нас смотрят, как на чудо. Нам не верят, когда мы говорим, что мы абсолютно свободные во всех смыслах художники; самостоятельно стоящая на ногах культурная дефиниция. При этом мы не делаем заоблачными цены на билеты, понимая, что нашим зрителям этого не потянуть.
– А сами вы не думали уйти обратно в какой-нибудь государственный театр?
– Я, наверное, уже не смогу. Другое мышление. Все-таки у нас в команде не просто артисты. Это, скорее, люди театра. Я, к примеру, с таким же успехом режиссер, как и рабочий сцены, осветитель или звукорежиссер. Как говорил Глеб Жеглов: «У нищих слуг нет». Мы все делаем сами. Любая из наших актрис может вымыть пол в зале перед спектаклем. Это непредставимо для актеров государственного театра.
– Откуда вы черпаете силы для постоянной борьбы?
– Знаете, я от театра не устаю. Мне кажется, могу им заниматься 25 часов в сутки. Наверное, это можно назвать призванием? Сам иногда обнаруживаю с удивлением, что уже столько времени мы тащим этот камень на вершину горы, а он все норовит скатиться обратно… Но я бы не хотел заниматься чем-нибудь другим. Я счастлив этим.
Большинство моих родственников давно, еще в 1990-е, уехали в Америку. Сначала они все пытались меня как-то «выманить» из моей пещеры, а потом поняли, что «в семье не без урода», и смирились. Я привязан к этому городу. Я здесь родился, здесь живут мои друзья и люди, которых люблю.
– У вас есть свой зритель?
– Наш зритель все время разный. Конечно, есть те, кто ходит постоянно. Уже узнаю их. Многие после спектакля подходят, благодарят. Радует, что в зале много мужчин, потому что мужчины не прощают лжи в театре. Женщины – народ терпеливый и жалостливый, а мужик, если пришел и увидел, что здесь врут, – он больше не придет никогда. Много молодежи, а это значит, что наш театр нужен еще кому-нибудь, кроме нас.
– Расскажите про ваш творческий и личный союз со вторым человеком, который был в КДТ с момента его образования, – заслуженной актрисой России Ириной Джапаковой.
– Мне очень повезло, что в Вологде есть такой человек и что мне удалось его встретить. Ирина – феноменальное явление не только культуры, но и природы. Абсолютно честная в искусстве, как панк. Она очень интересный, разносторонний, творческий человек. У нее всегда свое мнение, и она за него борется. Но способна признать свою неправоту. Думаю, что не только я, но каждый в нашей компании косвенно у нее учится. Тому самому «резистансу», сопротивлению. Она отважная. Талант, обеспеченный самопожертвованием. Бросила государственную сцену, будучи уже заслуженной артисткой, лауреатом госпремии, и пошла в неизвестность, когда все это было еще на уровне иллюзий, маниловщины. Это сейчас все привыкли, что может быть такой театр, а тогда чиновники мне говорили: «Мы еще не выработали отношение к вашему театру».
Поэтому она совершала подвиг больший, чем я. Она отказывалась от очевидных дивидендов. И это продолжается сейчас.
– Как вы выбираете, какую вещь будете ставить?
– Я ориентируюсь в основном на актеров, которые у нас сегодня есть. Если у тебя пять актеров и из них четверо мужчин и одна женщина, – то ты, скорее всего, не будешь ставить «Три сестры» (улыбается). Должно быть интересно. Поэтому мы ищем материал. Это может быть проза, поэзия, драматургия, это могут быть таблицы Брадиса – все что угодно.
– Каким образом вы создаете декорации и костюмы?
– У меня самого руки растут «из одного места». Если я что-то ремонтирую дома, то доламываю окончательно. Все это знают, и меня уже не просят что-либо починить. Но зато я могу придумать, почувствовать, что надо сделать. У меня есть друзья, которые помогают мне. Например, Аркадий Ганишин, блистательный инженер с золотыми руками, головою и душою. Ставя спектакль «Фантазии Фарятьева», я его попросил: «Мне нужно, чтобы у зрителей было ощущение, что человек занимается наукой серьезно». И он мне сделал такой агрегат с разными трубками, резервуарами – очень убедительный.
– То, каким будет спектакль, рождается в вашей режиссерской голове?

С критиком Юлией Мариновой

– Разрешаю себе не сочинять спектакль без артистов. Чтобы не втискивать потом их в прокрустово ложе придуманной мной единолично идеи. Мы вместе импровизируем, обыгрывая предложения друг друга, наслаивая, и получаем что-то третье, то, до чего не додуматься одному.
Конечно, ответственность за какие-то вещи беру на себя я – когда нужно уже что-то отсечь, завершая работу над спектаклем. Но каждый раз такое чувство, что режу по живому. И концепция спектакля создается не в начале постановки, а при ее завершении – исходя из того, куда мы приплыли в результате нашей общей импровизации.
Бывает, приступая к спектаклю, уже понимаю, что мы скажем этой своей работой. К примеру, когда артисты предложили мне поставить «Пиковую даму», взял «тайм-аут» на два дня, чтобы сформулировать для себя, где пушкинский сюжет резонирует с сегодняшним днем. И понял: спектакль будет о том, как все эти сегодняшние Германы ползут по социальной лестнице наверх пауками – через женщин, любым способом… Я это все ненавижу – и это повод для моего сочинения. А иногда прекрасная любовь бывает поводом для создания театрального действа. То есть любое сильное чувство становится тем топливом, которое сжигаешь, – и иногда что-то получается.
– Камерный театр любим зрителями. Обласкан критиками – с гастролей, с фестивалей вы приезжаете лауреатами. И при этом все время находитесь под угрозой потери очередного помещения…
– Увы, это ситуация не только Вологды. И не только нашей страны, наверное. Это во времени сейчас такая ситуация, что к культуре относятся, как к сфере обслуживания. Ставят какие-то странные математические показатели, высчитанные абсурдно. Столько-то людей посетило и такой-то социальный эффект. Столько вложили – столько получили. Как это можно судить? Блок посетил в четыре года «Гамлета» и помнил это всю жизнь, не очень долгую, к сожалению. Как можно измерить эту встречу с искусством какими-то цифровыми показателями? Ведь когда мы сажаем яблоню, мы не можем сразу трясти яблоки. Она должна вырасти, дать плоды. «Культура» по-гречески – «взращивание»…

Камерный драматический театр находится в здании на улице Ленина пять лет. Театр еще не до конца расплатился с банковским кредитом, который брал, чтобы сделать там ремонт, – в апреле 2018 года будет совершен последний платеж. 
Здание, где находится театр, сейчас является областным имуществом, и его собираются выставить на торги. По договору в настоящее время Камерный театр как социально ориентированная НКО имеет скидку по аренде помещения в размере 90% от рыночной стоимости квадратного метра. Если здание продадут в частные руки, театру, скорее всего, придется платить рыночную стоимость аренды (не менее 200-300 тысяч рублей в месяц), которую он не сможет осилить. 
Городской администрацией было предложено театру несколько пустующих зданий в Вологде, но все они находятся в неудовлетворительном состоянии. Последним озвученным вариантом для перемещения был кинотеатр «Салют», из которого предлагали сделать своеобразный культурный центр. Но этот вариант оказался для театра также неприемлем: им предложили арендовать помещение в «Салюте» по той же рыночной цене, делая скидку только на то время, пока театр будет проводить реконструкцию и обустройство. Когда ремонтные работы будут завершены, цена аренды вновь станет рыночной. 
«Мы не можем все время строиться и производить реконструкцию очередного здания в Вологде – мы не строительная организация, мы театр! Мы ежемесячно показываем около 15 спектаклей, работаем над новыми постановками, проводим просветительские лектории, включаемся в социальные проекты, у нас идут благотворительные показы», – говорят в театре. И, отчаявшись, в очередной раз отправляют гонца в приемную Президента, надеясь на помощь. 
Чем разрешится ситуация? Хотелось бы верить, что Вологда не потеряет уникальный театр, где можно прикоснуться к прекрасному и задуматься о важном.

Любовь Александрова

http://nvologda.ru/soprotivlenie-beschuvstviyu/

This entry was posted on Saturday, April 21st, 2018 at 14:46 and is filed under Культура, Новости. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Comments are closed.