Памяти Феликса Феодосьевича Кузнецова

В ноябре по православному обычаю в сороковой день кончины мы вспоминаем Феликса Феодосьевича Кузнецова—выдающегося историка русской и советской литературы, крупного учёного-исследователя, талантливого писателя и публициста, организатора национального литературного процесса, общественного деятеля с чётко выраженной жизненной позицией гражданина и патриота.
Феликс Феодосьевич родился 22.02.1931 на Вологодчине в деревне Маныловица, недалеко от Тарногского Городка.
Родители, Ульяна Ивановна и Феодосий Фёдорович, после окончания Тотемского педагогического училища работали в Погорельском сельском совете, учительствовали. Этот край сохранил старинные обычаи, богатый образный язык, вобравший в себя глубинные национальные традиции.
Детство Феликса Феодосьевича было военное. Отец ушёл на фронт. Как и сверстники, подросток Феликс зарабатывал трудодни в колхозе, помогая семье. Ходил в домотканой рубахе, играл по праздникам на гармошке: «Гармонист на Вологодчине всегда был первым парнем на деревне, и каждый подросток мечтал иметь гармошку и научиться играть на ней. Свою первую гармонь я купил за два пуда гороха, заработанного в колхозе, ещё в войну, когда мне было четырнадцать лет».
Юноша из Маныловицы кончил тотемскую среднюю школу с золотой медалью. В школьные годы много читал, увлекался русской классической литературой.
Вологодская юность на всю жизнь оставила в сознании Феликса Феодосьевича впечатления великого народного подвига на грани человеческих возможностей, неизбывного горя утрат войны и радостного осознания небывалой, вселенской победы светлой русской силы.
Приехав в Москву за знаниями, Феликс Феодосьевич окончил факультет журналистики МГУ в 1953г., это был первый выпуск фундаментально образованных советских публицистов. Талантливый молодой вологжанин был оставлен в Московском университете в аспирантуре и вскоре успешно защитил кандидатскую диссертацию, позднее и докторскую в Институте мировой литературы АН СССР.
С 1959 г. Ф.Ф. Кузнецов работал в «Литературной газете». Советские писатели и поэты по достоинству оценили талант и эрудицию Феликса Феодосьевича как талантливого, высоко эрудированного литературного критика. В 1962 г. на пленуме Московской писательской организации Ф.Ф.Кузнецов был принят в Союз писателей СССР. За время своей научной и творческой деятельности он опубликовал более тридцати актуальных научных монографий и около четырёхсот статей, где изложил результаты своих исследований, поисков, раздумий. Язык изложения учёного и мыслителя всегда отличался лексическим богатством, образностью, сочностью красок в сочетании с фактологической достоверностью и взвешенностью оценок.
С 1977 по 1987 гг. Ф.Ф.Кузнецов возглавлял Московскую организацию Союза писателей СССР, избирался секретарём Союза писателей СССР. На всех постах Феликс Феодосьевич проявил незаурядную заботу о собратьях по творческому цеху, как в литературе, так и в обыденной жизни.
С 1987 по 2005гг. Ф.Ф.Кузнецов возглавлял Институт мировой литературы им. Горького РАН, одновременно выступая в роли Главного редактора серии «Литературное наследие».
В 1978 г. за книгу «Перекличка эпох» Феликсу Феодосьевичу была присуждена Государственная премия РСФСР им. Горького.
За творческие достижения и плодотворную общественную деятельность в 1981 г. Ф.Ф.Кузнецов был награждён Орденом Трудового красного знамени, а в 1984 г.—Орденом Октябрьской революции.
Феликс Феодосьевич никогда не скрывал своих убеждений. Стала широко известной его фраза на одном из выступлений: «Большой ошибкой было то, что Россия отказалась от религии—той духовной скрепы, которая возникла на протяжении столетий».
Ф.Ф.Кузнецов мужественно и дальновидно выступил против разрушительной деятельности в отечественной литературе будущих «прорабов перестройки» и их подручных. Так, например, Феликс Феодосьевич принципиально, чётко и прямо определил идейную и моральную сущность скандально известного альманаха «Метрополь»: «Альманах этот, где в обилии представлены литературная безвкусица и беспомощность, серятина и пошлость, с полным единодушием осудили ведущие наши писатели и критики, по заслугам оценившие этот сборник как порнографию духа».
Ф.Ф. Кузнецов прочно придерживался высоких национальных традиций русской классической и, особенно, советской литературы, помогал землякам, продвигал их сочинения: «Именно Рубцов, Абрамов, Белов, Распутин, Носов, Шукшин, Астафьев и, конечно же, Яшин, иными словами—великая русская литература второй половины XX века, разбудили моё национальное сознание, сформировали как критика, помогли моему духовному прозрению. И я горжусь, что первым в Москве, с помощью радио, донёс до людей слово Рубцова и помогал его публикациям, что представил читателям первую книжку Валентина Распутина в статье с пророческим названием «Писатель родился, что первым написал о рассказах Белова и его «Привычном деле», что последовательно защищал от нападок прозу Абрамова и Яшина, что не было, пожалуй, ни одного талантливого произведения так называемой «деревенской» литературы, которое прошло бы мимо моего внимания и поддержки. Горжусь, что не без моей помощи (и, конечно же, помощи Вадима Кожинова, Анатолия Передреева, Станислава Куняева, других своих друзей) Николай Рубцов очень быстро, буквально за считанное число месяцев стал знаменитым».
Без преувеличения нужно сказать, что Ф.Ф.Кузнецов выступил «крёстным отцом и ангелом-хранителем» всего направления «деревенской литературы».
Сотрудничая с ведущими периодическими изданиями, Феликс Феодосьевич по-русски широко сеял «разумное, доброе, вечное» в своих многочисленных литературоведческих статьях, являя редкий пример преданности национальным традициям, гражданского мужества, твёрдости морального стержня своей незаурядной личности.
Возглавляя Институт мировой литературы им. Горького РАН, Ф.Ф. Кузнецов в «лихие девяностые» явил свой талант организатора и дипломата: сохранил научный коллектив института, не допустил снижения высокого научного, академического уровня исследований своих коллег, вопреки всему добился регулярной, без задержек, выплаты скромных зарплат сотрудникам, что в то время было равнозначно гражданскому подвигу.
Во главе крупного академического объединения Ф.Ф.Кузнецов сосредоточился на научных исследованиях и изысканиях как советского, так и дореволюционного периода развития русской словесности. Так, например, анализу и осмыслению отечественной литературы и литературной критики 60-х годов XIX века посвящены 20 монографий Ф.Ф.Кузнецова, в том числе, популярная книга «Публицисты 1860-х годов», опубликованная в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».
Следует особо отметить, что трудами и попечением именно Феликса Феодосьевича мы имеем возможность приобщиться к литературе первой волны русской эмиграции.
Последняя фундаментальная монография Ф.Ф. Кузнецова «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа» развеяла «яко дым» все гнусные инсинуации недоброжелателей русской культуры, нашего народа, гонителей литературного гения—М.Шолохова, в молодые годы создавшего эпический роман о русской жизни на фоне трагедии революции и гражданской войны.
Велик авторитет Феликса Феодосьевича в профессиональной среде: он был избран член-корреспондентом АН СССР (23.12.87гг.), советником Российской АН, первым секретарём исполкома Международного сообщества писательских союзов, председателем Международного литературного фонда, сопредседателем Союза писателей России.
Жизненный путь вологжанина Феликса Феодосьевича Кузнецова прервался в октябре 2016 г. в возрасте маститой мудрости на 85-м году жизни…
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то-и-знай,—
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой…

Бочков А.С. – член Русского исторического общества

This entry was posted on Saturday, November 19th, 2016 at 18:37 and is filed under История, Культура. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.